Рекомендации по выбору летних шин
Современная шина является достаточно сложным технически продуктом. Изначально шины делятся на три основные группы применительно к сезону эксплуатации: летние, зимние и всесезонные. Последние можно использовать в странах с климатом, где не явно выражена смена сезонов. В северных странах не рекомендуется использовать на одну и ту же легковую резину при температурах +20 и -20 С: даже при наличии развитого протектора с грунтозацепами, недостаточно мягкая по составу резины покрышка не сможет обеспечить должный уровень сцепления ни летом, ни зимой. Производители предлагают широкий спектр продукции в разных ценовых сегментах. Для правильного выбора полезно знать основные параметры летних шин. Это поможет сделать правильный выбор, исходя из своих потребностей.
Типоразмер шины
Для каждого автомобиля заводом-изготовителем рекомендуется свой размер шины и диска. Однако это не означает, что он единственно возможный для установки: есть взаимозаменяемые размеры. Как правило, это зависит от размера дисков на устанавливаемую комплектацию машины: чем она дороже, тем больше диаметр диска. Это не означает физическое увеличение размеров колеса, как думают многие. Чем больше и шире диск, тем более низкопрофильную резину на него устанавливают. То есть размеры колеса в диаметре фактически не увеличиваются. Это явление называется взаимозаменяемостью размеров, где за счёт грамотного подбора параметров шины и диска удаётся установить шины разной ширины и диаметра без ущерба для ходовых качеств автомобиля. Чтобы установить на автомобиль правильный заменяемый размер, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту в торговом зале. Рассмотрим на примере популярного размера 195/65R15. Его прямыми аналогами являются 185/75R14, 195/70R14, 205/55R16, 225/50R16, 225/45R17, 225/40R18. Нужно помнить, что тормозная система и элементы подвески автомобиля не всегда позволяют установить все из приведённых типоразмеров шин, но внешние габариты у них практически одинаковы и формально они взаимозаменяемы. Что же значат эти цифры в обозначении размера?
195 – ширина шины в мм, 65 – высота профиля шины (боковой её части) в процентах от ширины. Можно привести это значение в мм: 195 х 0.65 = 127 мм. R – эта буква указывает на радиальную конструкцию покрышки (если её нет, то это диагональная конструкция). 15 – диаметр колёсного диска в дюймах. Диаметр диска и шины, которая на него устанавливается, должны обязательно совпадать.
Иногда оправданна установка колёс с большим или меньшим внешним диаметром. Для этого нужно чётко понимать, какие цели этим преследуются. Зачастую, ради улучшения внешнего вида, с помощью нестандартных колёс владелец машины увеличивает дорожный просвет (если это внедорожник, например), или уменьшает (для придания своему транспортному средству черт спорткара). Следует иметь в виду, однако, что вследствие этого меняется ряд эксплуатационных характеристик автомобиля.
Если установить колесо диаметром больше, чем предусмотрено заводом-изготовителем, то:
- Колесо, возможно, будет задевать за колёсную арку. Если в конструкцию автомобиля не вносилось изменений (установка нестандартных пружин и амортизаторов, повышающих дорожный просвет), не рекомендуется превышать параметры ширины и/или профиля шины на один размер в большую сторону. Не стоит оценивать объём колёсных арок на неподвижном негружёном автомобиле: ходы подвесок при езде по кочкам и ямам достаточно велики, а если ещё автомашина и загружена, то кузов опускается, что ещё больше увеличивает риск контакта кузова с протекторной частью шины. Протектор, естественно, от этого усиленно изнашивается, а кузов в месте контакта также страдает (протирается локер или антикоррозионное покрытие).
- Если размер диска и ширина остаются прежними, а увеличивается только профиль шины, то важно понимать, что управляемость несколько ухудшается, отзывы машины на поворот руля становятся несколько "ватными".
- Время разгона автомобиля также увеличивается – на врашение большего колеса требуется больше времени и затрат энергии, чем штатного. Не стоит забывать и о появившейся погрешности спидометра. Единственный плюс – незначительно возрастает максимальная скорость, но это сомнительное преимущество по сравнению с ухудшившейся динамикой.
Если же поставить колесо меньшего диаметра, то получатся следующие изменения:
- Время разгона уменьшится, максимальная скорость также.
- С уменьшением клиренса несколько возрастёт курсовая устойчивость, но ухудшится проходимость по дорогам с некачественным покрытием.
Независимо от увеличения или уменьшения диаметра колеса, можно изменять высоту профиля шины. Нет однозначного ответа: какой профиль лучше – высокий или низкий? Улучшая одни параметры, одновременно ухудшаются другие. При использовании относительно низкого профиля (60% и ниже) в качестве преимуществ можно отметить улучшение управляемости, информативность рулевого управления. Недостатки: подвеска будет восприниматься значительно жёстче, чем есть на самом деле, при езде по плохим дорогам настоятельно рекомендуется заранее снизить скорость во избежание повреждения боковины шины и подвески автомобиля. При использовании покрышек с профилем 65% и выше из положительных моментов можно отметить значительно возрастающий комфорт при езде по неровностям. За это приходится расплачиваться худшими реакциями на поворот руля. Важно помнить: увеличить или уменьшить клиренс можно как с помощью высокопрофильной, так и низкопрофильной шины, смонтированной на диск. Всё дело в соотношении параметров. Главное учитывать, что отступление от рекомендованных заводом-изготовителем параметров влечёт за собой потерю гарантии на элементы подвески автомобиля. Это актуально для относительно новых автомобилей. Исходя из написанного выше, важно чётко понимать, какие цели преследуются при отступлении от штатных параметров шины и диска. Получение желаемого внешнего вида может принести разочарование от изменившегося поведения машины в процессе движения.
Кроме того, на боковине шины указано много дополнительных параметров. Некоторые из них являются сугубо техническими обозначениями и не несут для потребителя никакой смысловой нагрузки. Но некоторые полезно знать: фирма-изготовитель и название модели, индекс скорости и нагрузки, неделя и год производства, страна-производитель, камерная/бескамерная конструкция шины, применяемость по сезону (M+S), указатель направления вращения (стрелка), если шина направленная, или надписи "inside/outside", если она асимметричная. Последнее имеет немаловажное значение при выборе шин:
- Ненаправленный рисунок протектора. Наиболее доступный по цене тип шин, с универсальным рисунком с точки зрения взаимозаменяемости на автомобиле (можно переставлять на любую сторону машины, поэтому ими комплектуют новые автомобили на конвейере). Как правило, оптимальны по соотношению "цена-качество", имеют усреднённые сбалансированные характеристики.
- Направленный рисунок протектора. У покрышек с этим типом протектора лучше показатели управляемости, курсовой устойчивости и водоотвода из пятна контакта (так называемое аквапланирование). При их установке важно обращать внимание на правильность установки, поскольку 2 колеса собираются на левую сторону, а 2 – на правую.
- Асимметричный рисунок протектора. Наружная часть протектора таких колёс состоит из более жёстких блоков протектора, которые лучше "ввинчивают" машину в поворот. Внутренние блоки отвечают в основном за лучший водоотвод и максимально эффективное сцепление с дорогой. Между этими основными частями протектора, как правило, располагается сплошное продольное ребро, отвечающее за обеспечение курсовой устойчивости автомобиля. Шины данного типа специально разработаны для более чёткого управления автомобилем. Они наиболее предсказуемо ведут себя в поворотах и перестроениях по сравнению с шинами других типов. Имеют то же преимущество, что и ненаправленные: их можно переставлять с одной стороны машины на другую.
Очень важно при выборе шин правильно определиться с выбором производителя и модели. В зависимости от предъявляемых требований, можно выбирать из представителей премиум-сегмента, среднего уровня или эконом-класса.
Например, в сегменте эконом можно остановиться на одном из крупнейших отечественных производителей Amtel, производственные мощности которого выпускают сейчас современные модели автомобильных шин на очень высоком техническом уровне. Несколько лет назад Amtel вошёл в состав группы компаний итальянского шинного гиганта Pirelli. Заводы компании оборудованы по последнему слову техники, в производстве используются самые современные технологии и материалы.
Некоторые популярные модели Amtel:
AmtelPlanet 2P. Недорогая модель с ненаправленным рисунком протектора. Характер протектора говорит о том, что шина предназначена для использования, в том числе, на дорогах с не очень качественным типом покрытия – гравийных, например. Обладает высокой проходимостью. Её прямым аналогом для дорог с улучшенным типом покрытия от этого производителя является:
Amtel Planet DC. Применён симметричный ненаправленный тип рисунка протектора. Она предназначена в основном для асфальтированных и бетонных дорог, несколько менее шумна и более комфортна, чем Planet 2P.
Amtel Planet NV-114 и NV-117. Это дальнейшее развитие модели DC. Имеют направленный рисунок протектора, соответственно, лучше держат дорогу на высоких скоростях и в дождь.
Более дорогая модель с данным типом рисунка протектора, представленная в больших размерах:
AmtelPlanetT-301. Это качественные высокоскоростные шины для спортивного стиля вождения. Повышенная курсовая устойчивость обеспечивается резконаправленным рисунком и мощными малоподвижными элементами блоков протектора.
Также в сегменте недорогих шин можно порекомендовать продукцию словацкой компании Matador, основанной в 1905 году в г. Пухов. На российский рынок словацкие шинники вышли в 1994 году. В 2002 году поставки начались через представительство Matador в России, г.Омск. С 2007 года, в результате процесса интеграции в немецкий концерн Continental AG, поставки автошин Matador осуществляются одновременно с другими брендами концерна через официальное представительство Continental AG в России, компанию ООО "Континентал Тайрс РУС". В настоящее время продукция Matador, поставляемая на российский рынок, изготавливается на нескольких заводах в Европе: в г. Пухов Словакия, г. Отроковице Чехия, г. Корбах Германия и в России в г. Калуга. Производство автошин на заводах Continental по всему миру осуществляется по единым стандартам концерна, по унифицированной технологии. Основные модели, представленные в этом сезоне:
MP44 Elite3. Хорошо зарекомендовавшая себя модель в сегменте высокоскоростных HIGH PERFORMANCE шин. У шины MP 44 Elite 3 с асимметричным рисунком протектора по сравнению со своими предшественниками MP 42 Elite 2 и MP 43 Aquilla Evo улучшены характеристики при управляемости, в области безопасности езды на мокром и сухом покрытии, в области комфорта и долговечности. Шина MP 44 Elite 3 разработана для автомобилей среднего и высшего среднего класса, при которых достигает короткий тормозной путь на мокром и сухом покрытии и высокий уровень сцепления с дорогой при управлении автомобилем.
MP16 Stella 2. Ассортимент шин для автомобилей малого и среднего класса расширяет новая летняя шина с асимметричным рисунком потектора ультрасовременного дизайна, включающая в себя актуальные тренды и сведения, используемые при разработке покрышек. По сравнению с предыдущей покрышкой МР 15 существенно улучшены свойства в области безопасности и комфорта. Снижение уровня шума позитивно влияет на комфорт, а с помощью формы, смеси и конфигурации достигнута бóльшая долговечность шины. Ввиду различных свойств рисунок протектора разделён на внешнюю и внутреннюю зоны. Целью внешней зоны является максимальный перенос сил при акселерации, замедлении и изменении направления движения. По этой причине внешняя зона сложена из массивнейших блоков рисунка с большей долью материала в пятне контакта покрышки. Внутреннюю зону составляют блоки меньшей ширины и с бóльшими канавками, обеспечивающими отведение воды из средней зоны, чем улучшается контакт с мокрым дорожным полотном и, тем самым, способствует безопасному переносу тяговых и тормозных сил.
Одним из лидеров среднего ценового сегмента является южнокорейская компания Hankook. Начала свою деятельность в 1941 году. Выпуск шин марки Ханкук начался в 1968 году. Покрышки выпускаются не только на основных заводах в Ю.Корее, но и на филиалах в Китае и Венгрии. Качество продукции из этих стран не ниже: корейцы осуществляют централизованный контроль качества, имеют общую систему менеджмента в рамках всех предприятий компании. Все заводы имеют одинаковое техническое оснащение и культуру производства. Hankook традиционно также предлагает своим покупателям, пожалуй, лучшее соотношение цена/качество в своём классе. Наиболее интересная серия по совокупности предлагаемых потребительских характеристик: Optimo. Резиновая смесь шин этой серии отличается высоким содержанием силики, которая обеспечивает более высокие характеристики сцепления, особенно на покрытых водой дорогах. Кроме того, благодаря включению в состав резиновой смеси других высококачественных компонентов, данные шины отличаются высокой стойкостью к истиранию, что обеспечило им большую продолжительность эксплуатации. Рассмотрим подробнее на примере трёх популярных моделей.
OptimoK-424 (МЕ02). Современная модель с направленным рисунком протектора, созданным при помощи компьютерного моделирования. Имеет прекрасное сцепление с дорогой и отличную управляемость. Курсовая устойчивость обеспечивается явно выраженным центральным ребром. Мелкие насечки и канавки служат для эффективного отвода тепла, что позволяет предотвращать перегрев шины и увеличивать срок её эксплуатации.
Optimo K-415. Применён асимметричный рисунок протектора с четырьмя широкими продольно расположенных канавками. Шина эффективно борется с аквапланированием, что существенно повышает безопасность при езде по мокрым дорогам. Покатые плечевые зоны, также разделенные поперечными каналами на отдельные блоки, обеспечивают прекрасное сцепление с дорогой при прохождении поворотов и существенно повышают комфорт при движении. Кроме того, закругленный профиль плечевых зон наделяет шину стойкостью к возникновению при прохождении поворотов деформаций, являющихся причиной возникновения неравномерного износа протектора.
Optimo K-715. Данная шина имеет асимметричный дизайн протектора. Широкие плечевые зоны обеспечивают уверенное прохождение поворотов на высоких скоростях. Четыре продольные канавки эффективно удаляют воду из пятна контакта.
В премиум-сегменте особо хотелось бы остановиться на безусловном лидере этого класса в области разработок инновационных решений и применяемых в производстве материалов: это французский концерн Michelin. Это одно из старейших предприятий Европы было основано ещё в начале ХIХ века, а разработкой и производством шин начало заниматься в 1890-х. С самого начала философией компании было производить высококачественные и наиболее комфортные, тихие и экономящие топливо шины. Поэтому каркасы Мишлен делаются максимально лёгкими, эластичными, с низким сопротивлением качению. Однако это не значит, что в модельной гамме присутствуют только "энергосберегающие" модели: наряду с серией Energy выпускается серия моделей Pilot. Успехи компании в автоспорте также неоспоримы. Специалисты Michelin являются убеждёнными сторонниками преимуществ асимметричного рисунка протектора, которые в своих моделях они практически приблизили к совершенству. Современные версии этих серий:
Energy Saver+, Energy XM2 GRNX. Оптимальный состав резиновой смеси высокого качества не только повышает сцепные характеристики, но и увеличивает ходимость шины. Эти шины обладают явным преимуществом по сравнению с конкурентами по среднему пробегу, экономии топлива и плавности хода. Также:
Pilot Primacy HP GRNX. Эта спортивная модель обладает отличными характеристиками в предельных режимах вождения. В то же время, благодаря мягкой эластичной боковине, обеспечивает достойный для шин такого класса уровень комфорта.
Очень сильны позиции концерна в производстве шин для автомобилей с колёсной формулой 4х4. В частности, это модели:
Latitude Cross TLи Tour HP. На протекторе этих моделей располагается достаточно большое количество ламелей, которые уменьшают шум при движении и обеспечивают достойное сцепление в любых дорожных условиях. Имеют усиленную боковину, позволяющую эксплуатировать эти автошины в тяжёлых дорожных условиях. Они также производятся по одному из наиболее совершенных технологических процессов, которым обладает концерн Мишлен.
Таким образом, в выборе автошин следует руководствоваться конкретными требованиями, предъявляемыми к будущей покупке. Если правильно определить их, то купленные шины будут радовать своими характеристиками на протяжении нескольких лет. Удачи на дорогах!